Наши маршруты

Гора Медвежка (Северская писаница)

Скалы Северские Писаницы с наскальными рисунками находится в окрестностях Екатеринбурга, примерно в 3 километрах на северо-восток от поселка Северка и примерно на 200 метров западнее линии ЛЭП, проходящей с севера на юг.

 

Памятник расположен в смешанном сосново-березовом лесу, на вершине небольшого увала северного отрога горы Медвежка Северские Писанцы представляют собой скалы, протянувшиеся с запада на восток на 15 метров, высотой около 5 метров и состоящие из гранита с матрацевидной формой выветривания. Южная и западная стороны скалы отвесны, северная и восточная практически пологи и представляют собой нагромождение валунов и каменных плит.Часть скалы была разрушена в XVIII-XIX столетиях, здесь добывался камень для строительных нужд того времени.

 

Древние рисунки «Северские писанцы» получили свое название, потому что на них были обнаружены рисунки – писаницы, оставленные нам далекими предками. Рисунки были обнаружены достаточно поздно в 1985 году. Открыл этот памятник учитель Пронин В.Н., во время похода с группой школьников.

Рисунки находятся с отвесной западной стороны скалы. Специалисты Широков Владимир Николаевич и Чаиркин Сергей Евгеньевич в своей работе «Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале» выделяют 5 групп изображений, каждая из которых находится на отдельном блоке.

Вторая группа расположена на высоте около 3х метров на горизонтальном блоке. Это пятна бледно-красного цвета на площади 12х11 см. Третья, четвертая и пятая группы изображений наиболее яркие и многочисленные находятся на высоте от 1.2 до 2 метров на трех, расположенных друг над другом блоках. Рисунки нанесены линиями шириной 10-15 мм. Цвет краски от бледно-красного до красно-оранжевого. Здесь довольно неплохо сохранилось изображение копытного, вероятно лося, заключенного в сетку, 10 фигур птиц, 5 условно-антропоморфных существ, также геометрические мотивы в виде линий, сетки, отдельных сложных фигур.

 

Композиции Северской писаницы подчинены общей традиции наскальных изображений на Среднем Урале. Сюжеты с копытными, заключенными в сетку довольно распространены в регионе, (например, писаница на Режевском Шайтан Камне). Фигуры птиц имеют массивное квадратное туловище с довольно короткой шеей. Эта особенность подачи рисунка и само месторасположение памятника, в довольно болотистой в прошлом области, может свидетельствовать об изображении уток – самого распространенного представителя водоплавающей дичи.

Изображения птиц и антропоморфных существ, в общем контексте изображений Северской писаницы, можно отнести к сценам охоты на водоплавающую дичь.

 

К особенностям Северской писаницы можно отнести удаление от воды и необычное западное расположение экспозиции. Широков В.Н. отмечает тот момент, что третья, четвертая и пятая группы изображений начинаются (слева на право) с нескольких коротких наклонных линий. Исследователь предполагает, что они «маркируют начало (или конец) групп, подчеркивая тем самым их приуроченность к отдельным блокам» и о том, что перед нанесением рисунков древний художник предварительно разметил границы изображения. Однако, это утверждение можно поставить под сомнение, так как если судить по степени яркости и сохранности краски отдельных фигур, Северская писаница наносилась не в один момент и является разновременным комплексом изображений. При этом невозможно утверждать, что краска бралась из одного, а не из нескольких источников, («емкостей» для переноски и хранения). Сохранность яркости изображений может напрямую зависеть от составляющих краски и пропорций, в которых они смешаны.

 

Определить время создания памятника довольно сложно. Можно говорить, о схожести геометрической манеры изображения птиц на Северской писанице и аналогий на сосудах позднего неолита – ранней бронзы.

 

 

Источник: wikipedia.org