Таинственное место жертвоприношений богам древних людей, наскальные рисунки - писаницы. И все это в двух шагах от Екаетринбурга!
Мыс Еловый вдается примерно на 400 метров в торфяное болото в пойме реки Исети. Он покрыт густым смешанным лесом и мало чем отличается от окружающей его местности. Девять скал, расположенных по краю мыса и торфяного болота, покрыты лесом и видны только за 10-15 шагов. В древности он омывался с двух сторон водой озера Мелкого.
![]() |
Это место является одним из памятников гамаюнской культуры в окрестностях Екатеринбурга. Жертвенное место на мысе Еловый существовало с эпохи бронзы, сюда для совершения жертвоприношений приходили племена из поселений расположенных в этой местности.Жертвенные места возникают у племен народов, стоящих на более высоких ступенях патриархально-родовых отношений. В них находят отражение религиозные воззрения древних обществ, но характер обрядов таков, что раскопки подобных памятников восстанавливают и материальную культуру тех племен, которые их посещали. На конце мыса находятся скала высотой около 7 метров с большим скальным козырьком с северной стороны. В этом месте расположены наскальные рисунки древнего человека - писаницы.
![]() |
Изображения расположены в два уровня, на первом можно увидеть ромб, с опущенным на верхний угол отреском и, расположенное правее изображение водоплавающей птицы, наже находятся фигуры еще двух птиц. Рисунки были открыты весной 1979 года. Следующая каменная палатка, расположена в 30 метрах западнее. Она достигает 12 метровой высоты, и имеет вершину с большой плоской площадкой, равной почти 100 кв. метрам. Подняться на скалу можно лишь с юга и юго-востока. Вот эта скала и ее подножие в течение долгого времени и были местом жертвоприношений.
"Еловый мыс" (писаницы)
![]() |
Плоскость с рисунками находится на северной стороне, под 2-х метровым скальным козырьком на высоте около 1 метра от подножия скалы. Изображения очень плохой сохранности, цвет краски бледно-красный. Помимо нескольких неясных пятен краски, наиболее четко видны 4 фигуры, расположенные в два яруса.
![]() |
На верхнем ярусе можно увидеть профильное изображение птицы высотой 32 см. Фигура нанесена линией толщиной 1,5 — 2 см. Изображение предельно схематично, но при этом достаточно реалистично. Смотрящая влево голова птицы и шея переданы одной линией. Туловище немного непропорциональное, прямоугольное, слегка наклонено вперед. Выше двумя параллельными горизонтальными линиями переданы крылья. Левее этой фигуры изображен ромб с опущенным на верхний угол отрезком. Высота рисунка 33 см.
![]() |
Немного левее и ниже сохранились рисунки ещё двух птиц, высотой 31 и 29 см, эти фигуры нанесены в той же манере, что и первая. По соотношению пропорций головы и туловища, а так же длинной шее, можно предположить, что фигуры изображают лебедей. Композиция писаницы на мысе Еловый, скорее всего, имеет охотничье-магическое значение и не выпадает из круга сюжетов, традиционных для Урала.
![]() |
Рисунки имеют схожесть с изображениями на керамических сосудах гамаюнской культуры и могут быть датированы началом бронзового века. К особенности этого памятника можно отнести северную ориентацию плоскости с рисунками. Судя по одинаковой сохранности фигур писаницы, можно говорить об их одновременном нанесении.
Изучение памятника "Еловый мыс" Берс Е.М.
Эта местность привлекала исследователей с конца 19 века, здесь проводили раскопки Н. А. Рыжников (1897—1901), Ю. П. Аргентовский (1906), Е. М. Берс (1950-е). Разведки и раскопки, проведенные на мысу Еловом археологической экспедицией Елизаветы Михайловны летом 1952 года, установили, что других археологических памятников здесь нет. По-видимому, весь этот мыс в период существования жертвенного места был заповедником. Что представлял собой этот археологический памятник? Раскопками устанавливается, что жертвенное место состояло из трех частей обрядового пользования:
1) жертвенной площадки наверху скалы – центра жертвенного места, где совершался основной ритуал жертвоприношений и где остались следы ритуальных обрядов;
2) жертвенного домика типа юрты у северного отвесного склона скалы, стоявшего в древности на берегу заболачивающегося берега озера и сохранившегося сейчас под слоями торфа; в домике хранились оставляемые дары и обнаружены божки из дерева;
3) площадки перед жертвенной скалой на песчаном берегу мыса, сейчас поросшей травой и деревьями, где сохранились кострища с посудой – следы древних пиршеств, от которых, вероятно, здесь оставлялись горшки с пищей в качестве даров. На одной из верхних плит южного склона выбита в скале жертвенная чаша диаметром до одного метра и глубиной в 15 сантиметров. Скале, выступающей здесь над остальными плитами, путем грубых обколов и резьбы по камню придана форма головы барана с контурами рогов, глаз, ноздрей. Ниже чаши с головой барана находится вторая плита скалы с незначительным уклоном к южному краю и на ней, против большой чаши, - маленькая чаша, выдолбленная в камне. Обе чаши носили следы промазки глиной. Глина – прокаленная, что свидетельствует о совершении ритуальных обрядов с зажжением огня.
![]() |
Кроме даров, при раскопках жертвенной площадки во впадине западного склона обнаружено семь с половиной тысяч расколотых и целых костей животных. На всей поверхности жертвенной площадки тоже попадается много мелких пережженных костей. Доцент кафедры зоологии Уральского университета Данилов установил, что в преобладающем количестве кости принадлежат двум видам животных – домашней лошади и лосю. Но есть и кости медведя, косули, волка или собаки, некоторых птиц – глухаря, тетерева и рябчика. Кости сохранились на вершине скалы благодаря сухости почвы и зольному слою, заполнившему большую западную впадину вершины скалы. Костей барана не обнаружено. Его изображение на камне позволяет предполагать какой-то особый культ этого животного, имеющего большое значение в системе скотоводческого хозяйства.
В 1949 году при разведке на Листвяном полуострове Исетского озера, на селище гамаюнской культуры, была найдена голова лошади из глины с неожиданно узкой мордой. Выполнение настолько реалистично, что не оставляет сомнений в существовании именно такого вида лошади. Это подтверждается и изучением костей с жертвенного места. Строение зубов и челюстей домашней ископаемой лошади было несколько иным, чем у современного животного. Наиболее ранними предметами, которые позволяют установить существование памятника уже в конце второй половины второго тысячелетия до нашей эры, являются части раскопанного жертвенного домика. Он был покрыт крышей из бересты, укрепленной на основе из нетолстых жердей с дранками между ними. Вся крыша опиралась на бревенчатую коньковую балку. Домик стоял на берегу заболачивающегося озера, у северного подножия отвесной скалы. Часть бревенчатого пола опиралась на большой камень, лежащий у берега озера, и была приподнята над болотом. Домик сгорел, его крыша рухнула, пол упал в болото, благодаря чему многие его части уцелели, а в дальнейшем, покрывшись более мощными слоями торфа, сохранились до наших дней. Сохранились и обломки посуды, стрелы, копья, деревянные изделия, оставшиеся лежать между рухнувшей крышей и полом. Эти вещи говорят нам о том, что домик был жертвенным, так как изделия из дерева оказались изображениями тех духов, которым поклонялись жившие в окрестных поселениях племена. Изображения очень примитивны и сделаны из причудливых корней и сучьев деревьев. Эти статуэтки передают полуфантастические образы людей, зверей, птиц. У них старательно выделаны глаза путем выскабливания глазниц около зрачка, иногда поструганы ноги.
![]() |
В ряде пунктов Зауралья известны такие изображения из меди. Некоторые из них изображают лося с хорошо вырезанной головой, но с длинным туловищем, другие – полулюдей, полудеревья, третьи – длинных змей или просто чудовищ, а также головки птиц. Иные фигурки напоминают людей, у которых тщательно вырезаны ноги и туловище, но неясно изображение головы. Интересно, что у глиняной фигурки человека, найденной на жертвенной площадке, также была отломана голова, а среди остатков животных нет черепных костей. К найденным божествам относится фигурка человекоподобного существа с непомерно большой головой и маленькими, изящно выточенными ногами, которая была найдена на вершине каменной палатки и сделана из позвонка животного. Часть даров составляют бытовые вещи – скребки, отщепы из прозрачного горного хрусталя, ярко блестевшие на солнце. К предметам ритуального характера относятся черепки с рисунками гравировкой. Они изображают птиц и людей. Найдены стрелы из бронзы с тем же орнаментом елочкой, что и на черепках. К ритуалу жертвоприношений надо отнести и следы плавки меди в тиглях из глины.
На основе находок можно считать, что процесс самой плавки – непонятное превращение одного вещества в другое, руды в металл – казался людям того времени чудесным и необъяснимым, по их представлениям, для этого нужна была помощь сверхъестественных сил. Вот почему совершалась ритуальная плавка, а металл приносился в дар богам, как и их изображения. Вскрытая раскопками материальная культура тождественна материальной культуре из ряда поселений гамаюнских племен. Но жертвенное место, существовавшее длительный отрезок времени, отразило материальную культуру в целом, тогда как различные поселения характеризуют эту культуру на более коротких хронологических отрезках всего времени существования гамаюнских племен; материалы взаимно дополняют друг друга и позволяют установить длительное существование этой культуры в Зауралье.
Фото пользователей клуба: NIVER.RU
Источник: wikipedia